Налоговая служба компании

Автор: Таиров Рустам Достамович
Категория: Налоги. Защита бизнеса
Источник: Издательство Business Life. Номер и дата издания 1-2 (79-80) за февраль 2014 года

Налоговая служба компании

Понимание вопросов, связанных с налогообложением, оценка налоговых рисков и подходы по их минимизации, безусловно, отличаются в разных компаниях и, соответственно, зависят от собственной позиции руководства компании.

Это может быть и активная позиция, выраженная в создании эффективных налоговых подразделений, и взаимодействии с независимыми консультантами, но иногда приходится наблюдать и заведомо пессимистическую оценку некоторых руководителей компании возможностей, связанных с управлением налоговыми рисками. Для последних, как правило, такой подход является основанием для сокращения бюджета любых затрат на организацию и развитие налоговых подразделений или налоговый консалтинг. Но, одновременно, это часто приводит к необходимости признания в финансовой отчетности таких компаний соответствующих резервов, так как материальность налоговых рисков для субъектов крупного бизнеса может составлять десятки и сотни миллионов, а иногда и миллиарды тенге, не говоря о рисках, носящих репутационный характер.

Не секрет, что часто вопросы налогообложения в компаниях возлагаются на главного бухгалтера компании, который, вследствие чрезмерной нагрузки, а также необходимости решать самые разные вопросы, которые к тому же могут конфликтовать друг с другом, оказывается неспособен отстаивать налоговую позицию компании.

Наши краткие рекомендации направлены компаниям, решившим создать полноценные налоговые подразделения, так как, на практике, не всегда их создание существенно влияет на усиление налоговой позиции компании.

Как показывает наша практика, часто деятельность налоговых служб компаний направлена на механический сбор данных с переносом в налоговую отчетность, с целью ее предоставления в установленный срок. Часто это процесс носит авральный характер.

Для достижения максимального эффекта от деятельности налоговой службы компании, ее кадровая структура должна быть правильно сбалансирована по численности и по уровню квалификации сотрудников. Не секрет, что, время налоговых служб крупных компаний, на пятьдесят, а иногда и более процентов сводится к работе с уведомлениями налоговых органов, например, по встречным проверкам или по результатам камерального контроля. И, в этих случаях, приходится затрачивать значительное время на рутинную работу, связанную с подготовкой исторической информации (работа в архивах, копирование документов, подготовка реестров и т.д.).

Понимая важность таких мероприятий, и необходимость контроля над их реализацией, тем не менее, часто приходится наблюдать, как налоговые отделы «увязают» в таких функциях, упуская при этом проблемы глобального характера. Кроме того, такая организация работы, во многих случаях, является серьезным демотивирующим фактором для персонала. Соответственно, или штатная структура налоговой службы предприятия должна позволять высвобождать наиболее квалифицированный персонал от рутинной работы, или она должна быть делегирована вне подразделения. Деятельность ведущих специалистов налоговой службы должна быть направлена в первую очередь на аналитическую работу, связанную с управлением налоговыми рисками компании.

Безусловно, персонал является ключевым звеном в построении высокоэффективной налоговой службы компании (при серьёзном дефиците высококвалифицированных кадров в области налогообложения в стране). Соответственно, от того, насколько успешно компания будет решать вопросы, связанные с привлечением, развитием, мотивацией и удержанием квалифицированного персонала, зависит успешность реализации налоговой стратегии компании.

Другим важным аспектом является определение места налоговой службы в организационной структуре компании. На нашей практике приходилось наблюдать ситуации, когда налоговая служба компании представлялась в роли «мальчика для битья». Это означает, что вся ответственность за налоговые последствия возлагается на налоговую службу компании, но, при этом, не обеспечиваются возможности для ее полноценной деятельности. Налоговая служба функционирует в информационном вакууме. С целью закрепления полной налоговой ответственности за налоговой службой, внедряется дублирование функций других подразделений, например, бухгалтерской службы компании.

Соответственно, задачей руководителя налоговой службы, при поддержке руководства компании, является выстраивание взаимоотношений с другими структурными подразделениями компании через систему коммуникаций и управленческой отчетности. Роль налоговой службы должна быть понятна всем бизнес – подразделениям, а эффективным инструментом становятся правильно выстроенная система бизнес – процессов, охватывающая весь цикл, от инициирования бизнес - операции, до включения ее результатов в налоговую отчетность компании, а также система внутренней отчетности. Отсутствие таковых является наиболее «болевой точкой» многих налоговых служб компаний.

На практике приходилось наблюдать, как работа налоговой службы, выстроенная по принципу «Кто что помнит», допускала провалы в работе при первой же ротации кадров в этой службе. Также, налоговая служба компании отвечает за формирование внешней налоговой отчетности, но показатели, на которых основываются налоговые расчеты, могут формироваться в различных структурных подразделениях компании. При этом, особое значение приобретает интеграция бухгалтерского и налогового учетов. По существу бухгалтерский учет компании формирует базу для налогового учета.

Соответственно, такие структурные подразделения, несут ответственность за предоставление полной, своевременной и качественной информации в налоговую службу компании в форматах и сроки, учитывающих требования налоговой службы. Результатами разработки и внедрения таких бизнес – процессов и внутренней отчетности, при непосредственном и самом активном участии собственно налоговой службы, как заинтересованного подразделения, в частности, являются:

  • Обеспечение прозрачности, полноты и достоверности информации, для принятия управленческих решений, налогового планирования и прогнозирования;
  • Снижение рисков искажения налоговой отчетности;
  • Своевременность сбора всего объема информации для целей соблюдения налоговых сроков;
  • Снижение рисков различных интерпретаций информации, используемой для налоговых целей;
  • Снижение трудозатрат на подготовку и проверку информации, повышение эффективности использования трудовых ресурсов;
  • Снижение риска человеческого фактора (в том числе, при смене должностных лиц);
  • Обеспечение надежной доказательственной базы при производстве налоговых проверок со стороны контролирующих органов;
  • Снижение рисков привлечения к административной и уголовной ответственности компании и ее руководства.